Клинический центр

им. И.М. Сеченова

Клинический центр Первого
Московского государственного
медицинского университета
имени И.М. Сеченова

Ректор университета дал интервью "Медицинской газете"

01.04.2014 Как мы уже писали, Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова разработал и запустил уникальный образовательный проект «Школы мастерства» (см. «МГ» №16 от 05.03.14). О целях, перспективах и первых результатах нового проекта корреспонденту «Медицинской газеты» Алексею Папырину рассказал его автор – ректор университета, член-корр. РАМН, проф. Петр ГЛЫБОЧКО.

- Что легло в основу идеи Школ мастерства? Ведь обучение в них идет сверх рамок обязательных программ.
- Наша основная цель – подготовить специалистов самого высокого уровня для клинического звена. А сверхзадача – воспитать элиту будущей российской медицины. Как вы понимаете, это всегда продукт штучный, и стандартная программа обучения на него не рассчитана. С другой стороны, всегда есть какая-то часть студентов, стремящихся выйти за рамки стандартов, достичь высот в выбранной профессии и готовых заниматься дополнительно по многим направлениям. Это могут быть дежурства в больницах и наблюдение больных, освоение различных оперативных пособий, практических навыков. Но у кафедр нет возможности заниматься со студентами сверх учебного графика. Мы хотим выявить таких ребят и дать им возможность реализовать свой потенциал и лидерские качества. Кроме того, мне как руководителю крупнейшего медвуза крайне важно создание кадрового резерва.

- Тогда в чем новизна и основная суть Вашего проекта?
- В рамках школ мастерства мы определили несколько приоритетных клинических направлений: анестезиология и реаниматология, лучевая диагностика, акушерство и гинекология, детская хирургия, терапия, урология, хирургия, медицина боли.

Затем подобрали ведущих специалистов на позиции руководителей школ в этих областях. Это был ключевой этап, так как здесь важно сочетание не только прекрасного клинициста, но и хорошего учителя, наставника, организатора, творческой личности, за которой пойдут ребята. Уверен, для всех десяти стартовых школ мы сделали правильный выбор. А далее, все было отдано на откуп именно руководителям. Отбор претендентов был многоэтапным и независимым.

Руководители школ сами составляли свои авторские программы и рабочие планы, выбирали направления клинической практики, как на базе нашего Клинического центра, так и на базе центральных клиник Москвы. В их распоряжении не только все наши 22 университетские клиники, но и наш высокотехнологичный симуляционный центр врачебной практики «Praxi Medica» и уникальная учебная виртуальная клиника «Mentor Medicus». Требование одно – занятия ведутся исключительно во внеучебное для студентов время и являются дополнительными к стандартной программе, что помогает значительно расширить саму систему клинической подготовки. К тому же, мы разработали систему мониторинга и критерии оценки эффективности школ, причем, чтобы постоянно стараться совершенствовать создаваемую систему, договорились оценивать как учащихся, так и преподавателей. Для студентов - это зачетная книжка их активности и освоенных навыков, по образу летной книжки пилотов. Только навыки здесь не только связаны с имитационными технологиями, но и с конкретными реальными клиническими ситуациями.

- И как отреагировали на этот проект студенты?
- Изначально было запланировано 10 школ по 10 обучающихся в каждой. Но при конкурсе 5 человек на место выбирать было не просто. Честно скажу, некоторые студенты рассчитывали, что Школа мастерства как-то поможет при поступлении в ординатуру или аспирантуру. Или хотели таким образом «подтянуть» свои знания, получить дополнительную практику. Они ошиблись. Весь постдипломный набор производится только на основании четких норм закона «Об образовании в РФ». Но даже при этом отбор выявил столько интересных и перспективных ребят, что некоторые руководители пошли на дополнительную нагрузку и добровольно набрали группы сверх лимита. Мы предполагали, что наиболее органично в этот проект войдут студенты 4-6 курсов. Хотя для шестикурсников это уже некая «финишная прямая». Однако даже некоторые студенты 2 курса смогли составить конкуренцию старшим и поступить в школы.

- Не слишком ли велик разрыв между 2 и 6 курсом в уровнях подготовки, чтобы учить их вместе?
- Во-первых, после независимой оценки не только знаний, но и уровня клинического мышления, который оценивали ведущие академики РАМН - лидеры и по-настоящему личности в своей профессии, проходили собеседования с руководителями школ. Они оценивали перспективу каждого в избранной профессии, степень мотивированности, широты клинического мировоззрения, продвинутости, если хотите, и они же будут отвечать за продвижение студента по траектории обучения. Вот, например, решения такой проблемы в школе мастерства по детской хирургии профессора Д. Морозова. На кружке разбирается случай острого аппендицита, при этом второкурсники докладывают анатомию червеобразного отростка, третьекурсники – патофизиологию воспаления, а старшекурсники докладывают клинику и операцию данного пациента. Получается, что у каждого есть свое дело: пятый курс освежает в памяти анатомию, а второкурсника ведут вперед опережающие его задачи. Похожим способом раньше создавались и классические русские медицинские школы. Достаточно вспомнить имена М.Я. Мудрова, С.П. Боткина, В.И. Разумовского, С.П. Федорова и многих других…

- Хорошо. Вы создаете новую генерацию клиницистов. Но нужны еще такие же ученые, преподаватели?
- Начнем с того, что во всех Школах мастерства руководители запланировали значительную научно-практическую работу. Наряду с клинической практикой, ребята будут не только заниматься чисто клиническими активностями, но и принимать участие в различных научно-практических конференциях, затрагивающих основные современные тренды развития выбранного школой направления. Что же касается непосредственно научной и исследовательской составляющей – то роль аналогичную школам мастерства выполняет Центр инновационных образовательных программ «Медицина будущего». В Первом МГМУ им. И.М. Сеченова это структурное подразделение мы создали еще в 2011 году совместно с Российской академией медицинских наук. Это так же новаторский проект от идеи до разработки оригинальных программ и методик обучения. Цель его - подготовка первоклассных исследователей нового поколения уже на студенческой скамье, включенных в реальные научные проекты ведущих научных центров Москвы и Европы. Мы также готовим управленцев в сфере здравоохранения благодаря возможности получения второй дополнительной квалификации МВА, врачей и провизоров новой формации. Каждый год на конкурсной основе мы набираем в Центр 50 наиболее мотивированных ребят, успевших проявить себя в научной деятельности. Причем принимаем не только наших студентов, но всех желающих после успешного окончания 3-го курса любого государственного медвуза РФ. В «Медицине будущего» ребята учатся вести научно-исследовательские проекты как индивидуально, так и в группах, овладевают навыками дискуссий, написания статей, углубленно изучают иностранные языки.

Оценивают результаты их работы не только российские, но ведущие зарубежные эксперты. А наиболее успешным студентам мы организуем стажировки за границей сроком от 1 до 6 месяцев.

- Школы мастерства – смелый и новаторский проект. Что бы Вы считали его успехом в итоге?
- Проект только стартовал в феврале этого года. Сейчас очень важно посмотреть, насколько предложенные программы будут по силам студентам, как они сработаются со своими наставниками и перенесут повышенную нагрузку.

Насколько это непросто помню по себе, когда после занятий бежал на бесплатные дежурства в хирургию… И хотя школы мастерства не предполагают шаблонов или стандартов обучения, мы уверены в успехе. Выдающийся кардиохирург Владимир Иванович Бураковский в свое время говорил, что «хирургия – это и наука, и искусство, и ремесло; но еще это и философия, и образ жизни, и призвание…» Так что, одни в школах мастерства продвинутся в освоении практических навыков или ощутят тягу к научной работе, другие проникнутся корпоративной атмосферой кафедры и будущей профессии, кто-то научится собирать анамнез, разговаривать с больными, с родственниками и вырастет в сильного диагноста, кого-то в такой школе мы сможем воспитать как выдающегося хирурга. Но в любом случае ребята поймут, что такое работать в команде и на общий результат.

В школах мастерства мы вошли в непростой, творческий, но крайне перспективный процесс – воспитание лидера, личности в профессии. Уже в июне мы подведем первые итоги проекта, и будем готовы поделиться ими с коллегами из других вузов. Уверен, что такая форма обучения давно назрела и будет востребована в масштабах всей страны.

№23, от 28.3.2014



Возврат к списку