В Клинике урологии Сеченовского Университета применяют уникальную методику для помощи пациенткам с энтероцеле. Заболевание предполагает полное выпадение стенок влагалища после ранее выполненного удаления матки. Содержимым «влагалищной грыжи» являются петли тонкого кишечника, мочевой пузырь и прямая кишка.
Сложность лечения этой группы пациенток связана с несколькими факторами: генетически обусловленная слабость соединительной ткани, отсутствие матки как центра фиксации связок и фасций таза и тазового дна, а также ранее перенесенные операции. Кроме того, женщины с энтероцеле – это в большинстве своем возрастная категория с сопутствующим «букетом» заболеваний, что серьезно повышает операционно-анестезиологические риски.
Энтероцеле – одна из разновидностей урогенитального пролапса, который характеризуется полным выпадением стенок влагалища. Но в отличие от классического урогенитального пролапса, когда содержимым «грыжи» в подавляющем большинстве случаев являются матка и мочевой пузырь, при энтероцеле, помимо мочевого пузыря, основным содержимым грыжи становится тонкий кишечник. «Почему именно тонкий кишечник? Дело в том, что у этих пациенток в 99% случаев в связи с опущением была удалена матка, и у большинства вместе с шейкой, – рассказывает Михаил Еникеев, профессор, заведующий урологическим отделением № 2 Клиники урологии Сеченовского Университета. – Удаление матки, которое сопровождается пересечением связок, фасций и сосудов влагалища, не только ослабляет тазовое дно женщины, но и освобождает место для кишечника. В результате в ближайшие годы после гистерэктомии – удаления матки – продолжается опущение стенок влагалища вместе с мочевым пузырем и петлями кишечника. Именно так формируется энтероцеле или постгистерэктомический пролапс».
По мнению Михаила Еникеева, вполне приемлемо удаление матки при онкологических заболеваниях, кровотечениях из ее полости, эндометриозе. Но гистерэктомия при урогенитальном пролапсе сегодня считается неоправданной операцией. Обусловлено это тем, что пролапс является заболеванием исключительно соединительной ткани, а не матки как таковой. Таким образом, «бессмысленное» удаление матки не лечит женщину, а запускает каскад реакций, которые в большинстве случаев сопровождаются повторным, уже более тяжелым с точки зрения коррекции, опущением влагалища и формированием цистоцеле и энтероцеле. «Удаляя матку с шейкой, хирурги обрубают маточное связочное кольцо – центр всего связочного аппарата, который удерживает все остальные органы», – подчеркивает Михаил Еникеев.
В большинстве случаев операцию по поводу энтероцеле проводят через брюшную полость. Хирурги берут купол влагалища, «втягивают» его обратно и подшивают к крестцу как к мощному и неподвижному костно-связочному ориентиру. Но данная методика предполагает сравнительно большую интервенцию, и женщину к ней нужно довольно долго готовить. А учитывая то, что это возрастные, зачастую коморбидные пациентки, то риск для них увеличивается в разы. Более того, не все хирурги качественно владеют данными методиками фиксации – есть технические сложности и риски при диссекции крупных сосудов, между которыми находится крестец, и многие другие аспекты. Немаловажным недостатком фиксации купола влагалища является ее сомнительная эффективность в устранении опущения передней стенки влагалища и мочевого пузыря, что нельзя не учитывать при лечении постгистерэктомического пролапса и энтероцеле.
Поэтому в Клинике урологии Сеченовского Университета разработали альтернативную методику с наименьшими рисками для пациенток – с доступом через влагалище. «Методика предполагает замещение ослабленных связок и фасций полипропиленовой лентой 12 мм шириной и 20 см длиной. К ленте пришивают фрагменты фасций пациентки нерассасывающимся шовным материалом. Операция завершается подтягиванием за «рукава» ленты для восстановления нормальной анатомии стенок влагалища и органов малого таза. В исключительных случаях при полной несостоятельности тазовой фасции она замещается фрагментом полипропиленового материала площадью 6 х 8 см. Очевидными преимуществами методики становятся легкость, надежность и безопасность как самой конструкции, так и техники ее исполнения, которая не требует общего обезболивания и внедрения в брюшную полость пациентки», – поясняет профессор Еникеев.
В настоящий момент начинают меняться стереотипы в лечении энтероцеле, международные сообщества урогинекологов рекомендуют сохранять женщине если не матку, то хотя бы шейку. Именно в этой зоне сконцентрирован весь необходимый связочный и фасциальный материал. Несмотря на то, что энтероцеле не широко распространенное заболевание, тем не менее, помощь подобным женщинам – это значительно больше, чем просто лечение, это их шанс на достойное качество жизни.
Врачи-урологи Сеченовского Университета делятся своей экспертизой с коллегами в рамках дополнительного профессионального образования и уже доказали состоятельность своей методики, наблюдая за пациентками в долгосрочном периоде.
Источник: https://www.sechenov.ru/pressroom/news/vrachi-urologi-sechenovskogo-universiteta-primenyayut-unikaln...