Ректор университета дал интервью "Медицинской газете"
01.04.2014Как мы уже писали, Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова разработал и запустил уникальный образовательный проект «Школы мастерства» (см. «МГ» №16 от 05.03.14). О целях, перспективах и первых результатах нового проекта корреспонденту «Медицинской газеты» Алексею Папырину рассказал его автор – ректор университета, член-корр. РАМН, проф. Петр ГЛЫБОЧКО.
- Что легло в основу идеи Школ мастерства? Ведь обучение в них идет сверх рамок обязательных программ.
- Наша основная цель – подготовить специалистов самого высокого уровня для клинического звена. А сверхзадача – воспитать элиту будущей российской медицины. Как вы понимаете, это всегда продукт штучный, и стандартная программа обучения на него не рассчитана. С другой стороны, всегда есть какая-то часть студентов, стремящихся выйти за рамки стандартов, достичь высот в выбранной профессии и готовых заниматься дополнительно по многим направлениям. Это могут быть дежурства в больницах и наблюдение больных, освоение различных оперативных пособий, практических навыков. Но у кафедр нет возможности заниматься со студентами сверх учебного графика. Мы хотим выявить таких ребят и дать им возможность реализовать свой потенциал и лидерские качества. Кроме того, мне как руководителю крупнейшего медвуза крайне важно создание кадрового резерва.
- Тогда в чем новизна и основная суть Вашего проекта?
- В рамках школ мастерства мы определили несколько приоритетных клинических направлений: анестезиология и реаниматология, лучевая диагностика, акушерство и гинекология, детская хирургия, терапия, урология, хирургия, медицина боли.
Затем подобрали ведущих специалистов на позиции руководителей школ в этих областях. Это был ключевой этап, так как здесь важно сочетание не только прекрасного клинициста, но и хорошего учителя, наставника, организатора, творческой личности, за которой пойдут ребята. Уверен, для всех десяти стартовых школ мы сделали правильный выбор. А далее, все было отдано на откуп именно руководителям. Отбор претендентов был многоэтапным и независимым.
Руководители школ сами составляли свои авторские программы и рабочие планы, выбирали направления клинической практики, как на базе нашего Клинического центра, так и на базе центральных клиник Москвы. В их распоряжении не только все наши 22 университетские клиники, но и наш высокотехнологичный симуляционный центр врачебной практики «Praxi Medica» и уникальная учебная виртуальная клиника «Mentor Medicus». Требование одно – занятия ведутся исключительно во внеучебное для студентов время и являются дополнительными к стандартной программе, что помогает значительно расширить саму систему клинической подготовки. К тому же, мы разработали систему мониторинга и критерии оценки эффективности школ, причем, чтобы постоянно стараться совершенствовать создаваемую систему, договорились оценивать как учащихся, так и преподавателей. Для студентов - это зачетная книжка их активности и освоенных навыков, по образу летной книжки пилотов. Только навыки здесь не только связаны с имитационными технологиями, но и с конкретными реальными клиническими ситуациями.
- И как отреагировали на этот проект студенты?
- Изначально было запланировано 10 школ по 10 обучающихся в каждой. Но при конкурсе 5 человек на место выбирать было не просто. Честно скажу, некоторые студенты рассчитывали, что Школа мастерства как-то поможет при поступлении в ординатуру или аспирантуру. Или хотели таким образом «подтянуть» свои знания, получить дополнительную практику. Они ошиблись. Весь постдипломный набор производится только на основании четких норм закона «Об образовании в РФ». Но даже при этом отбор выявил столько интересных и перспективных ребят, что некоторые руководители пошли на дополнительную нагрузку и добровольно набрали группы сверх лимита. Мы предполагали, что наиболее органично в этот проект войдут студенты 4-6 курсов. Хотя для шестикурсников это уже некая «финишная прямая». Однако даже некоторые студенты 2 курса смогли составить конкуренцию старшим и поступить в школы.
- Не слишком ли велик разрыв между 2 и 6 курсом в уровнях подготовки, чтобы учить их вместе?
- Во-первых, после независимой оценки не только знаний, но и уровня клинического мышления, который оценивали ведущие академики РАМН - лидеры и по-настоящему личности в своей профессии, проходили собеседования с руководителями школ. Они оценивали перспективу каждого в избранной профессии, степень мотивированности, широты клинического мировоззрения, продвинутости, если хотите, и они же будут отвечать за продвижение студента по траектории обучения. Вот, например, решения такой проблемы в школе мастерства по детской хирургии профессора Д. Морозова. На кружке разбирается случай острого аппендицита, при этом второкурсники докладывают анатомию червеобразного отростка, третьекурсники – патофизиологию воспаления, а старшекурсники докладывают клинику и операцию данного пациента. Получается, что у каждого есть свое дело: пятый курс освежает в памяти анатомию, а второкурсника ведут вперед опережающие его задачи. Похожим способом раньше создавались и классические русские медицинские школы. Достаточно вспомнить имена М.Я. Мудрова, С.П. Боткина, В.И. Разумовского, С.П. Федорова и многих других…
- Хорошо. Вы создаете новую генерацию клиницистов. Но нужны еще такие же ученые, преподаватели?
- Начнем с того, что во всех Школах мастерства руководители запланировали значительную научно-практическую работу. Наряду с клинической практикой, ребята будут не только заниматься чисто клиническими активностями, но и принимать участие в различных научно-практических конференциях, затрагивающих основные современные тренды развития выбранного школой направления. Что же касается непосредственно научной и исследовательской составляющей – то роль аналогичную школам мастерства выполняет Центр инновационных образовательных программ «Медицина будущего». В Первом МГМУ им. И.М. Сеченова это структурное подразделение мы создали еще в 2011 году совместно с Российской академией медицинских наук. Это так же новаторский проект от идеи до разработки оригинальных программ и методик обучения. Цель его - подготовка первоклассных исследователей нового поколения уже на студенческой скамье, включенных в реальные научные проекты ведущих научных центров Москвы и Европы. Мы также готовим управленцев в сфере здравоохранения благодаря возможности получения второй дополнительной квалификации МВА, врачей и провизоров новой формации. Каждый год на конкурсной основе мы набираем в Центр 50 наиболее мотивированных ребят, успевших проявить себя в научной деятельности. Причем принимаем не только наших студентов, но всех желающих после успешного окончания 3-го курса любого государственного медвуза РФ. В «Медицине будущего» ребята учатся вести научно-исследовательские проекты как индивидуально, так и в группах, овладевают навыками дискуссий, написания статей, углубленно изучают иностранные языки.
Оценивают результаты их работы не только российские, но ведущие зарубежные эксперты. А наиболее успешным студентам мы организуем стажировки за границей сроком от 1 до 6 месяцев.
- Школы мастерства – смелый и новаторский проект. Что бы Вы считали его успехом в итоге?
- Проект только стартовал в феврале этого года. Сейчас очень важно посмотреть, насколько предложенные программы будут по силам студентам, как они сработаются со своими наставниками и перенесут повышенную нагрузку.
Насколько это непросто помню по себе, когда после занятий бежал на бесплатные дежурства в хирургию… И хотя школы мастерства не предполагают шаблонов или стандартов обучения, мы уверены в успехе. Выдающийся кардиохирург Владимир Иванович Бураковский в свое время говорил, что «хирургия – это и наука, и искусство, и ремесло; но еще это и философия, и образ жизни, и призвание…» Так что, одни в школах мастерства продвинутся в освоении практических навыков или ощутят тягу к научной работе, другие проникнутся корпоративной атмосферой кафедры и будущей профессии, кто-то научится собирать анамнез, разговаривать с больными, с родственниками и вырастет в сильного диагноста, кого-то в такой школе мы сможем воспитать как выдающегося хирурга. Но в любом случае ребята поймут, что такое работать в команде и на общий результат.
В школах мастерства мы вошли в непростой, творческий, но крайне перспективный процесс – воспитание лидера, личности в профессии. Уже в июне мы подведем первые итоги проекта, и будем готовы поделиться ими с коллегами из других вузов. Уверен, что такая форма обучения давно назрела и будет востребована в масштабах всей страны.