Клинический центр

им. И.М. Сеченова

Клинический центр Первого
Московского государственного
медицинского университета
имени И.М. Сеченова

Запись на прием через единый
контакт-центр +7(499)450-88-89
пн-вс 8:00 – 20:00

+7(499)450-88-89 (запись на приём)
Позвонить

Консультация логопеда

Развитие речи ребенка от 0 до 7 лет.

Развитие речи — процесс сложный, творческий. Чем раньше (по мере возрастных особенностей) мы научим ребёнка говорить правильно, тем свободнее он будет чувствовать себя в коллективе.

Овладение речью — одна из самых сложных и таинственных проблем детской психологии и педагогики. Речь, как исторически сложившаяся форма общения, развивается в дошкольном детстве. Путь, который проходит ребёнок в первые годы жизни, поистине грандиозен. Ребёнок пользуется речью для того, чтобы выразить свои мысли, чувства, т.е. воздействовать на окружающий мир. Речь ребёнка формируется в общении с окружающими его взрослыми, а так же на специальных занятиях по развитию речи. В процессе общения проявляются его познавательная и предметная деятельность. Овладение Речью перестраивает психику малыша, позволяет воспринимать ему явления более осознанно и произвольно.

Для того чтобы понять, все ли в порядке с речевым развитием малыша, родителям необходимо знать этапы речевого развития малыша.

Первые навыки речевого развития малыш получает с момента его рождения. Новорожденный уже может издавать звуки – плач, гуление. Первая голосовая реакция в жизни каждого человека-это крик при рождении.

1-3 месяца: малыш реагирует на обращенную речь, отвечает улыбкой при общении, произносит гласные звуки в ответ на речь взрослого;

4-5 месяцев: ребенок уже может смеяться при эмоциональном общении с окружающими, активно «гулит» с изменениями интонации, может определить направление исходящих звуков;

6-7 месяцев: узнает голос матери, уже может понимать интонацию взрослого, поддерживает игровое общение, звуки начинают складываться в слоги;

8-9 месяцев: малыш использует не только гласные, но и согласные звуки, ритмично повторяет нравящиеся слоги, малыш уже может быть инициатором общения, активно использует жесты;

10-12 месяцев: уже появляются упрощенные слоговые слова: «ма-ма», «ля-ля», малыш уже может комментировать ситуацию, кроха понимает отдельные слова и может выполнять элементарные просьбы, количество используемых слогов увеличивается.

На втором году жизни малыш начинает использовать все больше слов, переходит к более активной и сложной речи. Не у всех малышей речевое развитие идет такими темпами, о которых мечтают их родители. Зачастую малыши начинают произносить большинство слов только к двум годам, а то и позднее.

Важная часть усвоения речи это запоминание и воспроизведение информации, поэтому многократное повторение сказок и стихотворений способствует развитию речи. Пассивный словарный запас (те слова, значение которых ребенок понимает и знает) к концу второго года значительно увеличивается и составляет уже 250-300 слов.

1год и 3 месяца – ребенок должен показывать на картинке знакомые предметы, хорошо понимать простые просьбы (без жестов), использовать 6-7 простых лепетных слов;

1 год 6 месяцев – активный словарный запас достигает 10-20 слов, малыш уже может показать несколько частей тела;

1 год 7 месяцев - завершение формирования фонематического слуха.

1 год 9 месяцев – запас используемых слов пополняется до 20-25, в речи малыша уже появляются простые предложения (2-3 упрощенных слова);

2 года– кроха показывает основные части своего тела, активный словарный запас состоит из 50 слов, ребенок использует местоимения (я, ты, они), в речи присутствуют простые предложения из 2 слов, малыш выполняет двухэтапные просьбы («пойди к столу – и возьми книгу»).

На третьем году жизни речевое развитие идет невероятно быстрыми темпами. Малыш понимает значение более тысячи слов, и активно пытается использовать многие слова для общения с окружающими. Кроха на третьем году жизни уже строит более сложные предложения, пытается с помощью слов выражать свои эмоции и пожелания.

К концу третьего года ребенок должен уметь :

· Понимать количественное значение цифр;

· Знать несколько цифр в последовательности и может их повторить;

· Знать значение предлогов (на, под, за) и союзов (если, потому что, когда), и активно использует их в своей речи;

· Строить предложения из 4-8 слов;

· Различать единственное и множественное число глаголов, существительных, прилагательных;

· Согласовывать в роде, числе, падеже части речи;

· Называть свое имя, возраст, пол;

· Задавать вопросы о значении новых предметов;

· Понимать смысл коротких рассказов без картинки;

· Активная речь с использованием сложноподчиненных предложений;

· Четко произносить свистящие звуки.

На четвертом году жизни дети обычно свободно вступают в контакт не только с близкими, но и с посторонними людьми. Ребенок хорошо понимает, что каждый предмет, действие, совершаемое им самим или взрослым, имеет свое название, т. е. обозначается словом. Отсюда и постоянные вопросы: «Что это?», «Как называется?», «Зачем?», «Куда?», «Откуда?». И т. д. И чем их больше, тем ярче проявляется стремление малыша расширить свои знания, тем прочнее устанавливается им связь между предметом, действием, качеством предметов и словами, их обозначающими. К концу четвертого года словарный запас ребенка достигает приблизительно 1500 — 2000 слов. Разнообразней становится словарь и в качественном отношении. В речи детей этого возраста, кроме существительных и глаголов, все чаще встречаются другие части речи: местоимения, наречия, появляются числительные (один, два), прилагательные, указывающие на отвлеченные признаки и качества предметов (холодный, горячий, твердый, хороший, плохой). Ребенок начинает шире пользоваться служебными словами (предлогами, союзами). К концу года он нередко использует в своей речи притяжательные местоимения (мой, твой), притяжательные прилагательные {папин стул, мамина чашка. Одновременно с обогащением словаря ребенок интенсивнее овладевает грамматическим строем языка. На вопросы взрослых он все чаще отвечает развернутыми фразами, состоящими из четырех и более слов. В его речи преобладают простые распространенные предложения, но появляются и сложные (сложносочиненные и сложноподчиненные). К концу четвертого года произношение детей значительно улучшается, закрепляются свистящие звуки, начинают появляться шипящие, а у некоторых детей — звуки л, р.

Малыш должен уметь:

· Строить грамматически правильные предложения;

· Словарный запас состоит из слов разной слоговой структуры и различный частей речи, использует приставочные глаголы;

· Совершенствуются навыки словообразования, словоизменения.

· Ребенок овладевает четким произношение шипящих звуков, замечает неправильное произношение в своей речи и речи окружающих.

· Появляется словотворчество.

На пятом-шестом году жизни заканчивается формирование правильного звукопроизношения, грамматического строя языка. В 6-7 лет в условиях правильного речевого воспитания и при отсутствии органических нарушений центрального и периферического речевого аппарата, дети правильно пользуются всеми звуками родного языка. Произношение шестилетних детей мало чем отличается от речи взрослых, затруднения отмечаются лишь в тех случаях, когда встречаются трудные для ребенка новые слова или фразы.

Дети должны уметь:

· Правильно различать звуки на слух, придумывать слова на заданный звук, или с данным звуком;

· Выделять звуки из слов, из ряда слогов и звуков;

· Четко и правильно произносить все звуки;

· Произносить сложные слова со стечением согласных, состоящих из трех и более слогов (защитник, мотоциклист), определять количество слогов в слове;

· Произносить длинные и сложные предложения (В саду за высоким забором растут яблони, а в кустах шиповник);

· Употреблять в речи предлоги простые (в, на, из), и сложные (из-за, из-под, около, возле).

· Правильно согласовывать части речи (существительные с прилагательными, глаголами, числительными в единственном и множественном числе);

· Образовывать слова с помощью приставок и суффиксов, так же наречия от прилагательных (быстрый – быстро), образовывать сравнительные степени прилагательных (длинный – длиннее – самый длинный), образовывать глаголы движения с приставками (обошел, зашел, пришел);

· Понимать обращенную к ним речь в полном объеме;

· Понимать сложные двусмысленные тексты. Активный словарь быстро пополняется. Дети активно пользуются как видовыми, так и родовыми понятиями, антонимами, синонимами. Классифицируют предметы;

· Дети 6-7 лет самостоятельно могут составлять описательные рассказы, развернутые и логичные по содержанию, пересказывать сказки. Логично излагать свои мысли, используя сложные предложения с союзом «А»;

· Понимать логико-грамматические конструкции (Петю ударил Ваня. Кто драчун?).

К 7 годам при условии систематической работы все эти показатели соответствуют речи детей.

Уважаемые родители, если знания и умения ребёнка по некоторым параметрам не соответствуют требованиям, незамедлительно обращайтесь к логопеду! Помните, что проблемы в устной речи, скажутся на овладении ребёнком письменной речью!

Желаю вам успехов!
Логопед Волкова А.В.

Записаться на прием можно:
По телефонам 8 (499) 248-40-38 / 88-51 / 88-57
На сайте http://doctor.1msmu.ru/



Развитие речи ребенка от 0 до 7 лет.

Развитие речи — процесс сложный, творческий. Чем раньше (по мере возрастных особенностей) мы научим ребёнка говорить правильно, тем свободнее он будет чувствовать себя в коллективе.

Овладение речью — одна из самых сложных и таинственных проблем детской психологии и педагогики. Речь, как исторически сложившаяся форма общения, развивается в дошкольном детстве. Путь, который проходит ребёнок в первые годы жизни, поистине грандиозен. Ребёнок пользуется речью для того, чтобы выразить свои мысли, чувства, т.е. воздействовать на окружающий мир. Речь ребёнка формируется в общении с окружающими его взрослыми, а так же на специальных занятиях по развитию речи. В процессе общения проявляются его познавательная и предметная деятельность. Овладение Речью перестраивает психику малыша, позволяет воспринимать ему явления более осознанно и произвольно.

Для того чтобы понять, все ли в порядке с речевым развитием малыша, родителям необходимо знать этапы речевого развития малыша.

Первые навыки речевого развития малыш получает с момента его рождения. Новорожденный уже может издавать звуки – плач, гуление. Первая голосовая реакция в жизни каждого человека-это крик при рождении.

1-3 месяца: малыш реагирует на обращенную речь, отвечает улыбкой при общении, произносит гласные звуки в ответ на речь взрослого;

4-5 месяцев: ребенок уже может смеяться при эмоциональном общении с окружающими, активно «гулит» с изменениями интонации, может определить направление исходящих звуков;

6-7 месяцев: узнает голос матери, уже может понимать интонацию взрослого, поддерживает игровое общение, звуки начинают складываться в слоги;

8-9 месяцев: малыш использует не только гласные, но и согласные звуки, ритмично повторяет нравящиеся слоги, малыш уже может быть инициатором общения, активно использует жесты;

10-12 месяцев: уже появляются упрощенные слоговые слова: «ма-ма», «ля-ля», малыш уже может комментировать ситуацию, кроха понимает отдельные слова и может выполнять элементарные просьбы, количество используемых слогов увеличивается.

На втором году жизни малыш начинает использовать все больше слов, переходит к более активной и сложной речи. Не у всех малышей речевое развитие идет такими темпами, о которых мечтают их родители. Зачастую малыши начинают произносить большинство слов только к двум годам, а то и позднее.

Важная часть усвоения речи это запоминание и воспроизведение информации, поэтому многократное повторение сказок и стихотворений способствует развитию речи. Пассивный словарный запас (те слова, значение которых ребенок понимает и знает) к концу второго года значительно увеличивается и составляет уже 250-300 слов.

1год и 3 месяца – ребенок должен показывать на картинке знакомые предметы, хорошо понимать простые просьбы (без жестов), использовать 6-7 простых лепетных слов;

1 год 6 месяцев – активный словарный запас достигает 10-20 слов, малыш уже может показать несколько частей тела;

1 год 7 месяцев - завершение формирования фонематического слуха.

1 год 9 месяцев – запас используемых слов пополняется до 20-25, в речи малыша уже появляются простые предложения (2-3 упрощенных слова);

2 года– кроха показывает основные части своего тела, активный словарный запас состоит из 50 слов, ребенок использует местоимения (я, ты, они), в речи присутствуют простые предложения из 2 слов, малыш выполняет двухэтапные просьбы («пойди к столу – и возьми книгу»).

На третьем году жизни речевое развитие идет невероятно быстрыми темпами. Малыш понимает значение более тысячи слов, и активно пытается использовать многие слова для общения с окружающими. Кроха на третьем году жизни уже строит более сложные предложения, пытается с помощью слов выражать свои эмоции и пожелания.

К концу третьего года ребенок должен уметь :

· Понимать количественное значение цифр;

· Знать несколько цифр в последовательности и может их повторить;

· Знать значение предлогов (на, под, за) и союзов (если, потому что, когда), и активно использует их в своей речи;

· Строить предложения из 4-8 слов;

· Различать единственное и множественное число глаголов, существительных, прилагательных;

· Согласовывать в роде, числе, падеже части речи;

· Называть свое имя, возраст, пол;

· Задавать вопросы о значении новых предметов;

· Понимать смысл коротких рассказов без картинки;

· Активная речь с использованием сложноподчиненных предложений;

· Четко произносить свистящие звуки.

На четвертом году жизни дети обычно свободно вступают в контакт не только с близкими, но и с посторонними людьми. Ребенок хорошо понимает, что каждый предмет, действие, совершаемое им самим или взрослым, имеет свое название, т. е. обозначается словом. Отсюда и постоянные вопросы: «Что это?», «Как называется?», «Зачем?», «Куда?», «Откуда?». И т. д. И чем их больше, тем ярче проявляется стремление малыша расширить свои знания, тем прочнее устанавливается им связь между предметом, действием, качеством предметов и словами, их обозначающими. К концу четвертого года словарный запас ребенка достигает приблизительно 1500 — 2000 слов. Разнообразней становится словарь и в качественном отношении. В речи детей этого возраста, кроме существительных и глаголов, все чаще встречаются другие части речи: местоимения, наречия, появляются числительные (один, два), прилагательные, указывающие на отвлеченные признаки и качества предметов (холодный, горячий, твердый, хороший, плохой). Ребенок начинает шире пользоваться служебными словами (предлогами, союзами). К концу года он нередко использует в своей речи притяжательные местоимения (мой, твой), притяжательные прилагательные {папин стул, мамина чашка. Одновременно с обогащением словаря ребенок интенсивнее овладевает грамматическим строем языка. На вопросы взрослых он все чаще отвечает развернутыми фразами, состоящими из четырех и более слов. В его речи преобладают простые распространенные предложения, но появляются и сложные (сложносочиненные и сложноподчиненные). К концу четвертого года произношение детей значительно улучшается, закрепляются свистящие звуки, начинают появляться шипящие, а у некоторых детей — звуки л, р.

Малыш должен уметь:

· Строить грамматически правильные предложения;

· Словарный запас состоит из слов разной слоговой структуры и различный частей речи, использует приставочные глаголы;

· Совершенствуются навыки словообразования, словоизменения.

· Ребенок овладевает четким произношение шипящих звуков, замечает неправильное произношение в своей речи и речи окружающих.

· Появляется словотворчество.

На пятом-шестом году жизни заканчивается формирование правильного звукопроизношения, грамматического строя языка. В 6-7 лет в условиях правильного речевого воспитания и при отсутствии органических нарушений центрального и периферического речевого аппарата, дети правильно пользуются всеми звуками родного языка. Произношение шестилетних детей мало чем отличается от речи взрослых, затруднения отмечаются лишь в тех случаях, когда встречаются трудные для ребенка новые слова или фразы.

Дети должны уметь:

· Правильно различать звуки на слух, придумывать слова на заданный звук, или с данным звуком;

· Выделять звуки из слов, из ряда слогов и звуков;

· Четко и правильно произносить все звуки;

· Произносить сложные слова со стечением согласных, состоящих из трех и более слогов (защитник, мотоциклист), определять количество слогов в слове;

· Произносить длинные и сложные предложения (В саду за высоким забором растут яблони, а в кустах шиповник);

· Употреблять в речи предлоги простые (в, на, из), и сложные (из-за, из-под, около, возле).

· Правильно согласовывать части речи (существительные с прилагательными, глаголами, числительными в единственном и множественном числе);

· Образовывать слова с помощью приставок и суффиксов, так же наречия от прилагательных (быстрый – быстро), образовывать сравнительные степени прилагательных (длинный – длиннее – самый длинный), образовывать глаголы движения с приставками (обошел, зашел, пришел);

· Понимать обращенную к ним речь в полном объеме;

· Понимать сложные двусмысленные тексты. Активный словарь быстро пополняется. Дети активно пользуются как видовыми, так и родовыми понятиями, антонимами, синонимами. Классифицируют предметы;

· Дети 6-7 лет самостоятельно могут составлять описательные рассказы, развернутые и логичные по содержанию, пересказывать сказки. Логично излагать свои мысли, используя сложные предложения с союзом «А»;

· Понимать логико-грамматические конструкции (Петю ударил Ваня. Кто драчун?).

К 7 годам при условии систематической работы все эти показатели соответствуют речи детей.

Уважаемые родители, если знания и умения ребёнка по некоторым параметрам не соответствуют требованиям, незамедлительно обращайтесь к логопеду! Помните, что проблемы в устной речи, скажутся на овладении ребёнком письменной речью!

Желаю вам успехов!
Логопед Волкова А.В.

Записаться на прием можно:
По телефонам 8 (499) 248-40-38 / 88-51 / 88-57
На сайте http://doctor.1msmu.ru/

Наши больницы

Наши больницы на карте