Клинический центр

им. И.М. Сеченова

Клинический центр Первого
Московского государственного
медицинского университета
имени И.М. Сеченова

Запись на прием
+7(499)450-88-89
пн-вс 8:00 – 20:00

Служба контроля качества
+7(499) 450-49-89

+7(499)450-88-89 (запись на приём)
Позвонить

Индивидуальная карта пациента: урологи Сеченовского Университета применяют уникальный подход в лечении пациентов с раком простаты

Индивидуальная карта пациента: урологи Сеченовского Университета применяют уникальный подход в лечении пациентов с раком простаты 30.09.2024

В Клинике урологии Сеченовского Университета проводят сберегающие робот-ассистированные операции пациентам с раком простаты. Фактически неограниченный хирургический потенциал современных моделей роботизированной системы da Vinci, а также большое количество исследований и разработанных модификаций радикальной простатэктомии сегодня позволяют по-настоящему персонифицированно отнестись к каждому пациенту. И, помимо избавления от раковой опухоли, сохранить мужчине основные тазовые функции, а следовательно, качество жизни на достойном уровне.

Известно большое количество различных нерво- и анатомосберегающих техник операции. Каждая со своими преимуществами, недостатками и потенциальными рисками. Если этим «оружием» правильно воспользоваться и до операции спланировать единственную, только этому пациенту подходящую модификацию, то результатом лечения будут удовлетворены оба – и хирург, и пациент.

С активным внедрением роботической хирургии пациентам с раком простаты стали доступны малотравматичные операции, когда есть возможность буквально «вылущить» раковую простату и при этом не затронуть близлежащие фасции, мышцы, связки. В данном случае действительно уже в первую неделю после удаления катетера у пациента восстанавливается нормальное мочеиспускание, а через несколько месяцев возвращается спонтанная или препарат-ассоциированная эректильная функция.

«Возможности da Vinci действительно позволяют опытному хирургу виртуозно удалить опухоль простаты, сохранив хорошее мочеиспускание и сексуальную активность, – комментирует Михаил Еникеев, заведующий урологическим отделением № 2 Клиники урологии Сеченовского Университета, – но в определенный момент времени многие урологи этим увлеклись и, прижимаясь все ближе и ближе к предстательной железе, оставляли пациенту раковую клетку – так называемый позитивный хирургический край».

По словам профессора Еникеева, подобным пациентам в дальнейшем потребуется лучевая и гормональная терапия, что приведет к ухудшению мочеиспускания и блокаде тестостерона. Таким образом, получается обратное: теряется смысл изначально щадящего оперативного вмешательства.

«Для достижения желаемого результата от операции необходима предварительная точная диагностика, – продолжает Михаил Еникеев. – Сегодня это, конечно, мультипараметрическая МРТ, позволяющая не только диагностировать рак, но и четко, с точностью до долей миллиметра локализовать его эпицентр. К сожалению, иногда МРТ занижает стадию. Поэтому я всегда провожу ректальный осмотр пациента, доверяя тактильным ощущениям порой больше, чем современным лучевым техникам. И, в зависимости от того, с какой стороны и на какой глубине располагаются опухолевые очаги, мы либо отходим дальше от органа, либо приближаемся ближе к железе с целью сохранения большего объема здоровых функциональных тканей».

Но современный персонифицированный подход лечения рака простаты не может быть ограничен исключительно информацией об опухоли. Необходимо знать о пациенте больше: возраст, конституция, образ жизни, ранее выполненные операции на тазу и предстательной железе – все это позволяет прогнозировать качество тканей мочевых путей и тазового дна. Беседа с пациентом относительно его взглядов на половую активность, специальные анкеты, а порой и просто информация о дате и качестве последнего полового акта, позволяет специалисту угадать тенденции и желания мужчины. Эта уникальная персонифицированная информация помогает хирургам осознанно сберегать/реконструировать или удалять те или иные функциональные элементы без увеличения риска оставления раковых клеток в операционном поле.  

Урологи Сеченовского Университета обладают патентом на роботические операции по удалению рака простаты с применением уникальной методики. Дело в том, что простата неодинакова: с одной стороны у нее есть отчетливая капсула, с другой – нет. И если врач получает позитивный хирургический край с той стороны, где есть капсула, то далеко не факт, что он приведет к рецидиву рака. Если же положительный хирургический край выявлен с той стороны, где капсула отсутствует, то вероятность распространения рака приближается к 100%. «Нет капсулы – нет барьерной функции, – резюмирует Михаил Еникеев, – и раковые клетки в этой зоне получают доступ к распространению по лимфатическим и кровеносным сосудам, создавая отчетливые предпосылки к возникновению лимфогенных и гематогенных метастазов. Осознавая это, мы перестали «близко прижиматься» к предстательной железе в этих зонах. А самое главное, мы поняли, что удаление прилежащих к простате тканей в этом регионе при правильном сохранении остальных элементов тазового дна не ухудшает функциональных результатов операции».

«Безусловно, доминантой лечения рака простаты всегда будет оставаться онкологическое заболевание. Но сегодня, обладая столь мощным оружием, которым является современная роботизированная хирургия, нам надо более осознанно подходить к выбору модификации сберегательных техник радикальной простатэктомии, направляя энергию da Vinci исключительно в мирное русло», – подчеркивает профессор Еникеев.

Источник: https://www.sechenov.ru/pressroom/news/individualnaya-karta-patsienta-urologi-sechenovskogo-universi...


Возврат к списку



Наши больницы

Наши больницы на карте